Диктанты по теме "Имя существительное". 3 класс

Диктанты по русскому языку для 3 класса по теме: "Существительное". Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.
 

Предупредительный диктант по теме: «Имя существительное»

Задание: Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть существительные, поставить к ним вопросы.
1. Прекрасное апрельское солнце сильно грело, но в канавках и в лесу ещё снег. 2. Низко над землёй стояли тучи комаров. 3. Тени ходят по равнине. 4. Мглы как не бывало. 5. Степь легко вздыхает широкой грудью. 6. В цирке Федюшка узнал Каштанку. Через минуту собачка была на верхнем ярусе и лизала руки, лица Луки Александровича и Федюшки. 7. Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег.
(А. Чехов )
 

Выборочные диктанты по теме: «Имя существительное»

Диктант «МАЛЫШИ-КОРОТЫШИ»
Задание: Выписать сочетания нарицательных и собственных существительных.
В одном доме на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. В этом же доме жил известный доктор Пилюлькин. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька.
Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.
(По Н. Носову)
 
Диктант «В АФРИКЕ»
После обеда в Африке было очень жарко. Мартышка совсем одна сидела под деревом и никак не могла решить, куда ей пойти. И с кем пойти.
И вдруг мартышка заметила попугая. Попугай бодрым шагом куда-то шёл. Но на самом деле попугай вообще никуда не шёл. Просто он размышлял о том, о сём и поэтому ходил по полянке туда-сюда.
(Г. Остер)
 
Диктант « ЛЫСКО»
Стояли самые последние дни июня месяца. Это было самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.
Емеля собирался на охоту. Он скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нём были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и тёплая оленья шапка на голове.
(Д. Мамин-Сибиряк)
 
Диктант «ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
Задание: Выписать сочетания нарицательных и собственных существительных.
В повести-сказке писателей А. Милна и Б. Заходера «Винни- Пух» десять глав. В первой главе мы знакомимся с медвежонком Пухом. Во второй главе Винни-Пух идёт в гости к своему другу Кролику. В третьей главе Пух и поросёнок Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали страшного зверя Буку. В четвёртой главе ослик Иа-Иа теряет хвост, в пятой — Пятачок встречает Слонопотама. В шестой главе у Иа-Иа был день рождения, а в седьмой — в лесу появились мама Кенга и Крошка Ру. В восьмой главе мальчик Кристофер Робин организует экспедицию к Северному полюсу. В девятой — Пятачок совершенно окружён водой, а в десятой — Кристофер Робин устраивает в лесу пир.

Диктант «РАКИ»
Удивляюсь на раков - до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни, и ходит хвостом наперёд, и хвост называется шейкой! Но всего более дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чём - не поймёшь. И когда скажут: "Раки перешептались," - это значит, они умерли и вся их рачья жизнь в шёпот ушла.
(М. Пришвин) 

Творческие диктанты на тему: «Имя существительное»

Диктант 1.
Задание: Выписать сначала существительные, называющие дни недели, а потом — месяцы по порядку.
Вторник, декабрь, ноябрь, октябрь, понедельник, суббота, февраль, четверг, апрель, среда, январь, март, пятница, май, август, июль, воскресенье, июнь, сентябрь.

Диктант 2.
Задание: запишите рядом с именами существительными мужского рода существительные женского рода, выделите суффиксы.
Волк, слон, тигр, заяц, ёж, лис, голубь, лев, гусь, петух, селезень, бык, учитель, ученик, школьник, повар, ткач, пловец, продавец, барабанщик.
 
Диктант 3.
Задание: измените число имён существительных.
Корабль, язык, укол, корзина, дерево, звук, топор, осина, ствол, пустота, дыра, червяк, кусок, клетка, фрукт, окошечко, вагон, мяч, квартира, бревно, праздник, голос, семья, чувство, флаг, сосна, кедр, скала.
 
Диктант 4.
Задание: исправьте ошибки в употреблении имён существительных.
Чудесный сны, широкий проходы, душистый колокольчики, горькое лекарства, нежный запахи, красная ягоды, густые трава, голубые незабудка, белые ромашка, золотые лютик, стройные берёза, высокие небо, зелёные лист, колючие куст, новые туфля.

Диктант 5.
Задание: Записать слова. Подобрать к ним однокоренные существительные.
Бежать (бег, бегун), заболеть (боль, болезнь), расцвести (цвет, цветок), обвинять (вина), жизненный (жизнь), красивый (красота), выгружать (груз), играть (игра), рисовать (рисунок), построить (стройка, строительство), учиться (учение, ученик, учёба, учитель), писать (письмо, писатель).
 
Диктант 6.
Задание: Записать существительные в два столбика: в один — существительные, отвечающие на вопрос кто?, в другой — на вопрос что?
Россия, страна, рисование, ученики, портфель, озеро, работа, Минск, библиотека, Пётр, женщина, врач, аккуратность, тополь, ребёнок, скорость, собака, Москва, железо, группа, старость, степь, медведь, пшеница.
 
Диктант 7.
Записать существительные во множественном числе.
Муравей, воробей, соловей, лист, крыло, брат, кол, стул, дерево.
 
Диктант 8.
Задание: Записать существительные мужского и женского рода в два столбика.
I. Плащ, обруч, мышь, ландыш, ночь, камыш, дичь, плющ, луч, тишь, плач, помощь, борщ, сторож, вещь, врач, ключ, мощь, силач, рожь.
II. Береза, комната, месяц, огород, осень, орех, погода, пенал, семья, петух, весна, сестра, помидор, телефон, улица, столица, вечер, отец.
 
Диктант 9.
Задание: запишите рядом с именами существительными мужского рода существительные женского рода, выделите суффиксы.
Ручьи, льды, гуси, журавли, герои, ракеты, заводы, ягоды, столицы, лопаты, растения, леса, страны, игрушки, муравьи, сучья, друзья, руки, двери, небеса, птицы, семена, бумаги, огороды, классы, сапоги.
 
Диктант 10.
Задание: Записать существительные мужского, женского и среднего рода в три столбика.
Праздник, тишина, суббота, сердце, пружина, честность, чугун, пушинка, пастбище, группа, чувство, ссора, чайка, солнце, встреча, местность, чудо, программа, пища, тростник, шиповник, лестница, часовщик, класс, житель, сумма, метро, яблоко.
 
Диктант 11.
Задание: Прослушать текст. Записать его, вставляя на месте пауз подходящие по смыслу существительные.
Наступило раннее ... . Первый солнечный луч заглянул в ... . Он разбудил Машу. Она быстро оделась и пошла на кухню. На кухне мама готовила ... . Она налила в чашки ... и положила в тарелки ... . Маша быстро позавтракала и побежала гулять. На улице была прекрасная ...

Диктант 12.
Задание: Выписать сначала существительные, имеющие только форму единственного числа, затем — только форму множественного числа.
I. Аккуратность, боязнь., белила (масляные), бензин, багаж, брюки, бетон, будни, вермишель, богатство, грабли, деньги, детвора, джинсы, ворота, вычитание, дрожжи, дружба.
II. Джунгли, доброта, жасмин, жмурки, заморозки, запад, кислород, колготки, краснота, лапша, макароны, морковь, ножницы, орфография, очки, пастила, плоскогубцы, полнота, сани, темнота, чернила, шёпот.
 
Диктант 13.
Задание: Закончить предложения, употребляя существительные. Поставить вопросы кто? что? к существительным.
1. Осадки — это .... 2. Овощи — это .... 3. Хищные животные — это ... .4. Школьные принадлежности — это .... 5. Близкие родственники — это .... 6. Хвойные деревья — это ... .
 
Диктант 14.
Задание: Записать существительные. Подобрать к ним антонимы.
Верх (низ), богач (бедняк), холод (тепло), дружба (вражда), встреча (расставание), добро (зло), спуск (подъём), тревога (покой), шум (тишина), вдох (выдох), друг (враг), закат (восход).