Итоговый диктант по русскому языку 2 класс

Цель итоговых диктантов за 2 класс: проверить умения писать большую букву в именах и фамилиях людей, названиях городов и деревень, кличках животных; правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов, безударные гласные в двусложных словах, писать слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.

Рекомендованный объём диктанта: 35—45 слов.

При диктовке учитель чётко проговаривает падежные окончания существительных и прилагательных.
 
Кошка и белка.
У кошки пропали котята. Весь день искала она котят. Кошка очень грустила. Хозяину стало жалко кошку. Он принес из леса маленькую белочку и положил к кошке. Кошка обнюхала белочку. Она полизала ее и стала кормить.
Дружно жили кошка и белка. (43)
 
Мой любимый лес.
В этом лесу мне знакомо каждое деревце. Я бывал тут много раз. Я приходил сюда за грибами и за ягодами. И теперь я иду на любимую поляну. Сажусь на широкий пень. Смотрю на зна­комые места. Любуюсь красотой леса. (41)
(По Г. Скребицкому)

Наша речка.
Весной и летом, осенью и зимой я часто бегал на речку Быстрянку. Там я наблюдал за жизнью птиц. У реки стучали дятлы. В реке жили пузатые налимы. Тёмными ночами я с дедом Иваном искал раков. Я люблю свою милую речку. (42)
 
Поход.
Группа ребят пошла в поход за город. Вот и река Березина. Дальше густой лес. Кругом тишина. Дети зашли в самую чащу леса. Мальчики стали носить хворост и шишки для костра. Девочки готовили обед. Весь день ребята были в лесу. Весело отдыхать вместе! (43)
 
Белки.
Душистой смолой пахнет бор. У старой сос­ны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне. (41)
Слово для справки: пахнет.
 
Этажи леса.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши живут в корнях деревьев. Соловей вьет гнездо на земле. Дрозд строит свой дом в кустарниках. Дятел и сова живут в дуплах на стволах деревьев. А на верхушках деревьев можно заметить дом лесного разбойника — ястреба. (46)
(По М. Пришвину)

Вишенка.
Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Ря­дом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз. (41)
Слова для справок: вишенка, ухаживать, радует.
 
В деревне.
Летом я жил в деревне. За деревней была река Истра. В саду у тёти Анны стояли ульи. Я часто наблюдал за пчёлами. Они трудились весь день. У тёти всегда был душистый мёд. Мы любили пить в саду чай с мёдом. (42)
Слово для справки: всегда.
 
Смородина
Река Москва раньше называлась Смородинкой. Это было тысячу лет назад. Тогда берега реки утопали в кустах смородины.
Смородину на Руси очень любили. Ценим ее и мы. Полезен чай из свежих ягод. Его пьют при простуде. Съедобны листья, почки и веточки кустарника. Они имеют целебную силу. (46)
Задание.
Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
лоша..ка — …
кру…ка — …
зв…рьки — …
к…рмил — …
 
Наш огород
От тёплых лучей солнышка ожила земля. Вот и первая травка. Тонкие веточки деревьев тянутся к свету. У дома наш огород. На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп. Эта грядка для салата и репы. Все дружно работают. (40)
 
Весной
С юга прилетели грачи и скворцы. Проснулись пчёлы в ульях и зажужжали. Поля и луга стоят голые, цветов нет.
Ручьи понесли мутную воду к речке. У реки плот и лодка. Вода чуть не утащила их. Мы закрепили их кольями. (40)
Обратить внимание на написание слов: прилетели, понесли, закрепили, проснулись.

Помощь.
Мы часто ездим к бабушке в деревню. Там живут наши друзья. Рядом с деревней березовая роща. В чаще берез светло. Там растут грибы и сладкая малина. Утром Маша и Надя зашли в рощу. Они заблудились. Девочки стали кричать и звать ребят. Максим и Дима быстро примчались на помощь. (49)

Охота.
Зимой охотник отправился в лес. С ним была собака Буран. Долго охотник бродил по лесу. Вдруг собака насторожилась. Она почуяла зверя. Охотник заметил большой сугроб. Там была берлога. В ней спал медведь. Охотник хотел убить зверя. Но он постоял рядом с берлогой, подумал и пожалел косолапого. Пусть живет! (49)

Птенцы.
Это было весной. Ребята шли из школы. Вдруг в кустах они увидели гнездо. Там были маленькие птенцы. Они высунули из гнезда свои длинные носики и пищали. Птенчики просили есть. Дети не тронули гнездо. Скоро к птенцам прилетела мать. Она кормила птенцов мошками. Птенцы поели и замолкли. (47)

Журка.
Осенью мы нашли за домом журавля. Он был ранен в крыло. Мы взяли журавля домой. За зиму он поправился и стал руч­ным. Звали мы его Журкой. Наступила весна. Журка гордо ходил по двору. А высоко в небе курлыкала стая журавлей. Журка взмахнул крыльями и полетел догонять своих друзей. Прощай, Журка! (51)

На даче.
Марина и Наташа живут в Минске. Летом они с мамой часто ездили на дачу. Вокруг нее большой сад. Перед домом — цветник. Чудный запах разносится от душистых цветов. За дачей роща. Днем девочки помогали маме в саду. А вечером все любили ходить в рощу и на речку. Хорошо летом на даче! (52)

Умная собака.
Мальчики живут в деревне. У них есть большая собака. Ее зовут Жук. Слава и
Дима нашли ее в лесу. У собаки была перебита нога. Мальчики ухаживали за Жуком. Скоро нога зажила. Ребята часто ходи­ли на речку удить рыбу. Они всегда брали с собой Жука. Собака лежала на берегу и охраняла ведро с рыбой. (55)

Глоток молока.
Заболела собака Лада. Чашка с молоком стояла возле ее носа. Позвали меня. Я погладил собаку. От ласки жизнь заиграла в ее глазах. Я подвинул блюдце ближе. Она потянула нос к молоку. Через ласку ей силы прибавилось. Лада стала пить молоко. Может быть, эти несколько глотков спасли ей жизнь. (50)
(По М. Пришвину)

Лето в лесу.
Цветет старая липа. Какой запах стоит в лесу! Широко раскинул свои ветки дуб. Зреет лесная земляника. Прямые лучи солнышка едва пробивают густую листву. В лесу шумно и весело. Весь день поют птицы. Весело гудят шмели и пчелы. Все радовались теплу и свету. Вступил в свои права жаркий июль. (51)

Урожайный дождь.
Что за дождь в лесу при солнышке? Вот он шепчет. Вот он по траве барабанит и щелкает. А ни одной капельки не видать.
Спелые ягоды рябины падают и шелестят. Они похожи на мелкие капли. Дуб роняет желуди. И они щелкают по траве. Так падают крупные тяжелые капли. Урожайный дождь! (51)
(По Э. Шиму)

Май.
Наступил май. Стоят теплые деньки. Льет на землю свои лучи ласковое солнышко. Марина и Наташа идут в березовую рощу. За ними бежит собака Жулька.
Вот пронеслась стая грачей. На цветок села пчела. Она пьет вкусный нектар. А вот большая лужайка. Здесь можно погреться на солнышке. Хорошо весной в роще! (50)

Весна идет!
Весна идет! Чаще светит солнце. На реке уже двинулся лед. С крыши падает частая капель. Журчат веселые ручейки. Осели снежные сугробы у крыльца. А в лесу пока зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждет теплых ясных дней. (50)

За малиной.
Пришел июль. Стоит сильная жара. Ребята с утра идут в лес. Вот кусты спелой малины. На них крупные душистые ягоды. Ребята собирают ее в корзинки и лакомятся сладкими ягодами. Вот и полная корзинка. Тяжело нести ее домой. Но жара спала. Надвигается темная туча. Будет гроза! Дети быстро бегут к дому. (52)

Осенью в лесу.
Вступила в свои права осень. В золотые уборы нарядились березки. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Воздух чистый и прозрачный.
По опушкам еще можно найти грибы. Под елочкой спрятались крепкие рыжики. В лесу тишина. Уже не слышны голоса птиц. Очень красиво в лесу осенью! (47)