Диктант по русскому языку 1 класс 4 четверть

Проверяемый материал в 1 классе 4 четверти: 
Диктанты в 1 классе 4 четверти включают слова простой слоговой структуры, написание которых не расходится с произношением.
В диктанты вошли слова с парными звонкими и глухими согласными, твёрдыми и мягкими согласными, с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, с безударными гласными, а также имена людей, клички животных, географические названия.

Объем диктантов: 15—20 слов

Выборочные диктанты (1 класс 4 четверть)


Парные звонкие и глухие согласные


Задание: подчеркните парные звонкие и глухие согласные.

1. Рыбак спустил в прорубь удочку. 2. На холме растёт старый дуб. 3. Хозяйка испекла хлеб. 4. В замке жил знаменитый граф. 5. Мы заплатили большой штраф. 6. В горе был хрустальный грот. 7. Лесоруб привёз воз дров. 8. Бабушка испекла яблочный пирог. 9. Пёс откликнулся на окрик хозяина. 10. Рабочий выполнил заказ. 11. В поход мы взяли компас. 12. Карапуз топал по дорожке. 13. Дети начертили круг. 14. Воск необходим для изготовления свечей. 
 

Безударные гласные

 
Задание: подчеркните безударные гласные, в скобках напишите проверочные слов, поставьте знак ударения.

1. На берегу озера стоял старинный замок. Замок в двери сломался. 2. У часов есть большая и маленькая стрелки. В кустах спрятались меткие стрелки. 3. На обед мы ели уху. Комар пищал у самого уха. 4. Для шитья нужны иглы. У меня нет толстой иглы. 5. Струны зазвучали. Нет одной струны.
 
Задание: подчеркните безударные гласные.

Небо вдруг потемнело. Крупные дождевые капли застучали по мостовой. Все рады дождю. Ожили цветы и деревья в полях, садах и лесах.

За деревней играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело. Вдруг степной орёл схватил одного котёнка. Мать вцепилась в него. Хищник бросил котёнка. Орёл схватился со старой кошкой насмерть.
(По К. Ушинскому) 
 

Мягкий знак


Задание: выпишите слова с мягким знаком на конце или в середине слова, обозначающим мягкость согласных.

1. Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль. (С. Маршак) 2. Нитки есть и есть лопата, можно шить и можно рыть. (С. Михалков) 3. Колёса по мосту стучат, в далёкий путь составы мчат. 4. Бьют одни часы двенадцать, а другие восемь раз. (Ю. Коринец) 5. Апрель, апрель! На дворе звенит капель. (С. Маршак)

Большая буква


1. В нашей стране много древних красивых городов: Суздаль, Владимир, Псков, Новгород. 2. Река Ока впадает в Волгу. 3. На реке Дон стоит город Ростов. 4. Город Петербург расположен на реке Неве. 5. Летом мы отдыхали у бабушки в деревне Коньково. 6. В Москве есть улица Петровка. 7. Таганрог лежит на берегу Азовского моря. 8. Мурманск - порт на северо-западе России. 9. Волга впадает в Каспийское море.

Объяснительные диктанты (1 класс 4 четверть)

 
В лесу.
Мы идём в лес. На лапах ели капли росы. Сухой лист упал на пень. (16 слов)

Мой дядя.
Утром люди идут на работу. Мой дядя работает на заводе. Там делают машины. (15 слов)

Ясли.
Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть. Юра строит дом. Юля смотрит книгу. (17 слов)

На фабрике.
Тётя Оля и тётя Галя работают на фабрике. Тётя Оля вяжет пушистые шарфы. Тётя Галя вяжет тёплые кофты. (20 слов)
 
 

Зрительные диктанты (1 класс 4 четверть) 


Мой друг.
Мы живём в новом доме. Серёжа — мой друг. Он любит читать. Серёжа учит меня. (16 слов)
 
Наша школа.
Вот наша школа. Около неё растут клёны. Мы любим свою школу. (13 слов)

Наш парк.
Вот наш парк. Мы любим там гулять. Вот клум­ба. На клумбе много цветов. (15 слов)

Летом.
Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Надвинулась туча. Грохнул гром. Застучали крупные капли дождя. (17 слов)

Ключ.
День выдался жаркий. Яша и Андрей идут в ро­щу. Мальчики спустились к ключу. Он бил из земли. (18 слов)
 
Наш двор.
Наш двор большой. Я и мой брат сделали зимой горку. Хороша горка! Малыши мчались на санях и смеялись. (20 слов) 

Творческие диктанты (1 класс 4 четверть) 

 
Дописать 1—2 предложения, используя схемы. (Схемы даёт учитель.)
 
Встреча.
Дети пошли в лес. Вот старая ель. Слава заметил белку. (11 слов)
 
Корм для птиц.
Кругом пушистый снег. Юра идёт в лес. (10 слов)
 
На горке.
Яша идёт на горку. Мальчик сел в сани. (10 слов)
 
Ёжик.
Катя и Люба пришли в лес. Девочки сели под ель. (11 слов)
 
Книга.
Тётя Зоя купила мне книгу. Там много картинок. Вот лось и волк. А это лиса. (16 слов)
 
Пчельник.
Дима и Боря были на пчельнике. Там много пчёл. Вот соты. (12 слов)
 
Урок труда.
У нас был урок труда. Мы делали игрушки. Вот конь и зайка. (14 слов)
 
Кот.
У Димы кот Дымок. Он мал. Котик сер и пу­шист. (11 слов)
 
Рыбалка.
Мы живём на даче. Я люблю удить рыбу. (9 слов)
 

Зрительные, слуховые, предупредительные диктанты (1 класс 4 четверть) 


Дома.
Мама ушла. Гриша и Юра дома. Они играют. У Гриши кубики. У Юры конь. (15 слов)
 
Книга.
Юра живёт у деда. Дедушка купил внуку книгу. Юра знает все буквы. Он читает стихи. (16 слов)
 
Школа.
Мне семь лет. Я учусь в школе. Наша школа красивая. У входа в школу растут розы. (17 слов)
 
Тёплый день.
Настал май. Был тёплый день. Слава и Коля по­шли на луг. Там они играли в мяч. (18 слов)
 
Мама.
Наша мама добрая и ласковая. Она учит детей. Мама любит слушать музыку. Мы часто прём песни. (17 слов)

 

Контрольные диктанты (1 класс 4 четверть) 


Перед дождём
По небу плыла тёмная туча. Ветер кружил пыль. Глухо ударил гром. Смолкли птицы. Я с Жулькой спрятался в шалаше. (21 слов)
Слова для справок: перед дождём, ветер.

В лесу
Витя и Лёва идут в лес за шишками. Вот густая ель. На ветку ели уселась ворона. Она громко кричала. (21 слов)
Слова для справок: ворона, в лесу, кричала.
 
Мой двор
Вот мой двор. Я люблю играть во дворе. Зимой я катаюсь на санках. Летом мы играем в прятки. Всем весело. (22 слова)
Слова для справок: во дворе, весело.

Щавель
Яша и Катюша гуляли на лугу. Там рос сочный щавель. Дети стали рвать его. Вкусны щи из щавеля. (19 слов)
 Слова для справок: щавель, сочный.
 
Белка
Жара. Мы идём в парк. Там много ручных белок. Я стучу по стволу ёлки. Спустилась пушистая белка. Я дал ей корм. (22 слова)
Слова для справок: по стволу.
 
Умная собака
У Алёши живёт собака. Мальчик назвал её Лада. Лада спит на крыльце. Лада устала. Всю ночь Лада сторожила дом. (21 слово)
Слова для справок: ночь, сторожила.

Задание: подчеркните буквосочетания -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -нщ-, подчеркните буквосочетания -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу- и мягкий знак - показатель мягкости согласных.
 
Осень. На деревьях нет ни листочка. На земле нет ни травинки. Берёзы и осинки стоят скучные. Только ёлочки и сосенки зелёные и весёлые. Птички улетели на юг.
 
Зимой в сильный мороз синички прилетают к домам. Нет зимой жучков и червячков. Птички голодают. Дети дают им хлебные крошечки.
 
Задание: подчеркните одной чертой гласные -и-, -а-, -у-, -а- двумя чертами шипящие -ж-, -ч-, -щ- в буквосочетаниях-жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-.
 
Декабрь - начало зимы. Часто трещат лютые морозы. Вот она, настоящая зима!
 
За рекой дубовая роща. Мы с товарищами часто ходим туда гулять. Там чистый воздух, а весной расцветают душистые ландыши.
 
1. У нас живёт собака Рыжик. 2. Пиши - не спиши. 3. Из плодов шиповника заваривают чай. 4. Стрижи тащат в гнездо соломинки и пух.
 
1. Леночка затопила печку. 2. Мама сошла с крылечка. 3. В дупле живёт ручная белка. 4. Брат ушёл на ночную работу. 5. Ребята открыли форточку.
 
Задание: подчеркните буквосочетания -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -нщ-, подчеркните буквосочетания -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу- и мягкий знак - показатель мягкости согласных.
 
Осень. На деревьях нет ни листочка. На земле нет ни травинки. Берёзы и осинки стоят скучные. Только ёлочки и сосенки зелёные и весёлые. Птички улетели на юг.
 
Зимой в сильный мороз синички прилетают к домам. Нет зимой жучков и червячков. Птички голодают. Дети дают им хлебные крошечки.
 
Парные звонкие и глухие
 
Сад.
Красив наш сад! Летом там цветёт куст роз. Он блестит от утренних рос. На яблоне висит спелый плод. Кусты смородины выстроились в ряд. Радуется глаз этой красоте.
 
Дождь.
Второй дождь идёт дождь. На земле много луж. С крыш капает вода. Нельзя выйти во двор без сапог. Град побил кусты роз. Сосед убрал шланг для поливки цветов.
 
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и географических названиях.

Ребята задумали сделать змей. Бумага была у Бори. Целый моток ниток был у Сёмы. Мочало было у Пети. У всех всё есть, а у каждого что-нибудь да не хватает.
(По Е. Пермяку)

Спит Маша в постельке и видит чудесный сон. Идёт она будто лесом дремучим. Смотрит: перед ней сидит старик, Мороз Иванович, седой-седой.
(По В. Одоевскому)

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапкой. Они ухаживали за ним, лечили его. Жук выздоровел.
(По В. Осеевой)